На главнуюО ПрограммеРегиональные ПрограммыLEAD Int English

Устойчивое развитие: избранные темы

 

РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ ООН ОБ ИЗМЕНЕНИИ КЛИМАТА:
основные положения

Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК) была принята 9 мая 1992 года и вступила в силу 21 марта 1994 года. В настоящее время сторонами Конвенции являются 186 стран, включая все развитые страны и страны СНГ. Конвенция призвана объединить усилия по предотвращению опасных изменений климата и добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на относительно безопасном уровне. На Первой Конференции Сторон (КС-1) РКИК, состоявшейся в 1995 году в Берлине, международное сообщество приняло решение начать поэтапные действия по ограничению роста поступления парниковых газов в атмосферу и создать соответствующую систему эколого - экономических отношений.

Страны РКИК должны осуществлять национальную политику и меры в области ограничения и сокращения выбросов. Жесткой международной регламентации этой деятельности Конвенция не предусматривает. В соответствии с закрепленным в Конвенции принципом «общей, но дифференцированной ответственности» каждая Сторона вправе самостоятельно определять свои приоритеты и масштабы деятельности.

РКИК была ратифицирована законом Российской Федерации в 1994 году. Тем самым Россия взяла на себя следующие основные обязательства:

  • периодически представлять Национальные Сообщения, содержащие информацию по всему комплексу действий и мер, проводимых в стране по решению вопросов: инвентаризации антропогенных выбросов парниковых газов; разработки и осуществления мероприятий, приводящих к ограничению и снижению эмиссии парниковых газов; оценки воздействия климатических изменений на экологические системы и социально-экономические условия жизни общества; проведению научных исследований и распространения информации в обществе по проблемам изменения климата;

  • представлять Сторонам РКИК данные национальной ежегодной инвентаризации антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;

  • разрабатывать и осуществлять национальные программы, способствующие реализации политики и мер по снижению выбросов парниковых газов;

  • предоставлять Сторонам научную и техническую информацию по исследованиям в области климата и наилучшей практике по адаптации к его изменениям;

  • соблюдать финансовые обязательства по взносам в регулярный бюджет РКИК

По словам А.И. Бедрицкого, руководителя Росгидромета, оценки сокращения выбросов парниковых газов в России показали, что при обязательствах Российской Федерации по Конвенции и Киотскому протоколу по ежегодным выбросам в 3 039 млн.т СО2 (уровень базового 1990 года), за 10 последних лет имеется экономия порядка 7600 Мт парниковых газов в эквиваленте СО2, или в среднем по 760 млн.т в год. И это не только результат падения объемов производства, но и результат целенаправленной структурной перестройки экономики, сокращения энергоемких производств, конверсии военно-промышленного комплекса и внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий.

Киотский протокол к РКИК

В декабре 1997 года на Третьей Конференции Сторон РКИК в Киото был принят Киотский Протокол РКИК, определяющий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой по ограничению и сокращению антропогенных выбросов парниковых газов в атмосферу (Приложение В к Киотскому протоколу). Главная ответственность каждой Стороны Киотского протокола – не превысить установленных протоколом разрешенных объемов выбросов.

На настоящий момент Протокол подписан 84 странами, включая все развитые страны, и почти все страны СНГ. Россия подписала Протокол 11 марта 1999 г. Сейчас Протокол ратифицирован 33 странами (в частности, Мексикой, Румынией, Узбекистаном, Грузией, Азербайджаном, Туркменией, Монголией) и одной страной Приложения В - Румынией.

Протокол вступит в силу только, когда его ратифицируют 55 стран, причем среди них должны быть страны, ответственные за 55% выбросов СО2 развитых стран и стран с переходной экономикой в 1990 году. Здесь российская доля составляет около 17%. Очевидно, что если и США, и Россия не ратифицируют Протокол, то он не сможет вступить в силу. (В Таблице 1 представлены страны, которым необходимо ратифицировать Киотский протокол). Это будет означать необходимость выработки нового международного соглашения.

Таблица 1:Выбросы парниковых газов в странах Приложения B Киотского протокола

Страна или группа стран

%

Кумулятивный %

ЕС (а также Норвегия и Швейцария)

25,0

25,0

Восточная Европа

7,4

32,4

Япония

8,5

40,9

Россия

17,4

58,3

Австралия и Новая Зеландия

2,3

60,6

Канада

3,3

63,9

США

36,1

100

Согласно Киотскому Протоколу, развитые страны и страны с переходной экономикой, являющиеся Сторонами Протокола, должны к 2008-2012 годам сократить свои выбросы парниковых газов в целом не менее чем на 5% от уровня 1990 года. Уровень сокращения не одинаков, так, например, США, Япония и страны Европейского Союза должны добиться такого снижения уровня выбросов парниковых газов, чтобы в среднем за 2008 - 2012 годы он был соответственно на 7%, 6% и 8% ниже уровня 1990 года. Россия добилась относительно «мягких» обязательств - ей выделена квота на выбросы парниковых газов на уровне 1990 года (в среднем за 5 лет, с 2008 по 2012 год включительно). Украина взяла на себя обязательства, аналогичные российским (Статья 3 и Приложение В Киотского протокола).

Норвегии, Австралии и Исландии разрешено увеличить выбросы. Для Европейского Союза предусмотрена возможность внутреннего перераспределения обязательств: Германия и Дания снизят выбросы на 21%, Франция и Финляндия имеют обязательства аналогичные российским, а Португалии, Греции и Ирландии разрешено увеличить выбросы. Это перераспределение является своего рода внутренней «торговлей квотами» на уровне правительств стран Европейского Союза.

Решение проблемы глобального изменения климата требует поиска экономически и экологически эффективных инструментов регулирования выбросов парниковых газов как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных государств. Эффективность тех или иных инструментов зависит от институциональных особенностей конкретной страны, характера экологической проблемы и многих других факторов, поэтому Киотский протокол не ограничивает политику различных стран в регулировании эмиссий парниковых газов. При этом принципиально важным в Протоколе является то, что он предусматривает “гибкие” механизмы международной кооперации для выполнения обязательств по снижению выбросов парниковых газов (или "механизмы гибкости"), к которым относятся:

1) Проекты совместного осуществления по сокращению выбросов парниковых газов, в результате реализации которых зарубежным инвесторам передается часть квот, высвобождающихся за счет снижения эмиссий парниковых газов в результате реализации совместных проектов.

2) Механизм "чистого развития", предусматривающий зачет сокращения выбросов парниковых газов в развивающихся странах в качестве дополнительной квоты для промышленно развитых стран.

3) Совместное выполнение обязательств, при котором группа стран может перераспределять между собой квоты на выбросы парниковых газов с учетом выполнения обязательства по суммарному снижению выбросов.

4) Торговля квотами на выбросы парниковых газов, предполагающая возможность переуступки квот между странами, взявшими на себя количественные обязательства по снижению выбросов парниковых газов. Обязательство той или иной страны не превысить в среднем за 2008-2012 гг. определенный уровень выбросов интерпретируется как наличие у страны общенациональной квоты на выбросы – разрешения на выброс равный обязательствам. Таким образом квота России равна ее выбросу в 1990 году. Если страна не расходует свою квоту полностью (то есть, если она «перевыполняет» свои обязательства), то она в принципе может переуступить или продать «свободную» часть другой стране.

Таким образом, Киотский Протокол - первое международное соглашение, использующее рыночные механизмы для решения глобальных экологических проблем.