Образование для устойчивого развития

Обзор важнейших международных соглашений в области образования для устойчивого развития

Элиас В.В., председатель Координационного совета Европейского ЭКО-Форума,
координатор рабочей группы по образованию
Когорта 7

Развитие образования и просвещения в целях достижения устойчивого развития обсуждается во всем мире на уровне глав государств и правительств, в рамках различных международных и межправительственных организаций и рабочих групп, неправительственных организаций, ассоциаций работников просвещения и других объединений в течение ряда лет. В различных странах и регионах планеты внедряются учебные курсы, готовятся концепции и доклады, но разработкой глобальных и региональных соглашений в этой области международные организации занялись только в последние годы.

Современная концепция образования для устойчивого развития (ОУР) во многом опирается на соглашения о развитии экологического образования, такие, как Тбилисская декларация (ЮНЕСКО-ЮНЕП, 1977 год), Салоникская декларация (ЮНЕСКО, 1997 год), Белградская хартия (ЮНЕСКО-ЮНЕП, 1975 год). В ее основе лежит принятая главами государств в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию “Повестка дня на 21 век” и ряд других важнейших документов.

Однако, очевидно, впервые совершенно определенно вопрос о необходимости международных соглашений и действий в области ОУР на глобальном уровне был поставлен в процессе подготовки к Всемирному Саммиту по устойчивому развитию (ВСУР, 2002 год, Йоханнесбург, ЮАР). На региональном подготовительном совещании региона Европейской экономической комиссии ООН на уровне министров было принято заявление по всем вопросам подготовки к Саммиту. Параграф 31 данного документа гласит: “Мы решили совершенствовать систему образования и разработку программ обучения по устойчивому развитию в целях углубления общего понимания того, как осуществлять и поощрять устойчивое развитие на практике. Это должно включать инициативы в таких областях, как образование, наука и партнерство с предпринимательскими кругами и промышленностью и неправительственными заинтересованными кругами, с уделением особого внимания учебным программам, связанным с устойчивым развитием. Образование в целях устойчивого развития должно поощрять формирование у людей чувства личной и коллективной ответственности и тем самым изменения в поведении, если они необходимы.” (См. документ ECE/AC.22/2001/2. Доклад регионального совещания министров ЕЭК ООН по Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию).

Делегаты ВСУР неоднократно ставили вопрос о развитии ОУР. В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, в частности говорится: “Создать регулярные каналы общения руководителей и научной общественности для представления запросов и получения научно-технических консультаций в связи с осуществлением Повестки дня на XXI век, а также создать и укрепить сети науки и образования в интересах устойчивого развития на всех уровнях с целью обмена знаниями, опытом и передовой практикой и создания научного потенциала, в частности в развивающихся странах.” (параграф 111). В Йоханнесбурге было решено также “рекомендовать Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций рассмотреть вопрос о провозглашении десятилетия, начинающегося с 2005 года, десятилетием образования в интересах устойчивого развития” (параграф 125 d). (См. План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию).

Генеральная Ассамблея ООН на своей 57 сессии в сентябре 2002 года поручила ЮНЕСКО быть ведущим агентством в подготовке и проведении десятилетия образования в интересах устойчивого развития, которое начнется 1 января 2005 года. Управляющий Совет ЮНЕСКО на своей 166 сессии в апреле 2003 года ратифицировал решение о проведении Десятилетия ОУР и постановил включить деятельность по поддержке Десятилетия в рабочие планы ЮНЕСКО на последующие 2 года.

В настоящее время ЮНЕСКО готовит Международную схему выполнения (International Implementation Scheme) для организации и проведения десятилетия. Проект этого документа был распространен в августе 2003 года для комментариев всем заинтересованным организациям на английском языке. Комментарии были собраны в середине сентября и учтены при подготовке следующей редакции текста. Одно из основных предложений в области создания институциональной базы для проведения Десятилетия ОУР заключается в создании Международной целевой группы открытого состава по ОУР при координации ЮНЕСКО.

При подготовке документов и предложений по развитию ОУР в мире ЮНЕСКО основывается на достигнутых ранее соглашениях и документах по развитию образования, в частности, наибольший интерес представляют Дакарские рамки действий. (См. ED-2000/CONF/211/1. Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств. Текст, принятый Всемирным форумом по образованию, Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.)

В ноябре 2002 года в Софии (Болгария) состоялась Международная конференция по образованию взрослых. Эта встреча прошла в рамках выполнения программы ЮНЕСКО “Образование для всех”. В параграфе 8 Софийской декларации, в частности, говорится: “Конференция выражает озабоченность тем, что нередко понятие базового образования взрослых трактуется узко, что выражается на практике в сокращении финансовой поддержки таких направлений, как культурное образование, обучение здоровому образу жизни, демократическое обучение и образование для устойчивого развития”. Решение данной проблемы – проблемы финансирования ОУР - одна из актуальнейших задач в этой области. (См. Софийскую декларацию).

Огромный шаг вперед в области международной координации действий в области ОУР был сделан в мае 2003 в регионе ЕЭК ООН. Министры окружающей среды 55 стран региона Европы, Северной Америки и Центральной Азии на 5-й Конференции “Окружающая среда для Европы”, которая состоялась в Киеве, Украина 21-23 мая 2003 г., приняли Заявление министров окружающей среды стран ЕЭК ООН о просвещении в интересах устойчивого развития (см. Заявление министров окружающей среды). В Заявлении говорится о том, что министры в Киеве приняли решение разработать региональную Стратегию в области ОУР. Этот документ будет подготовлен к 2005 году как вклад региона ЕЭК ООН в подготовку Десятилетия ОУР. Министры окружающей среды пригласили министров образования и другие заинтересованные сектора принять участие в совместной работе над этим документом под эгидой ЕЭК ООН.

Принятию данного заявления предшествовала большая работа в рамках подготовительного процесса к Киевской конференции. Рабочей группой открытого состава старших должностных лиц (РГСДЛ) Комитета по экологической политике ЕЭК ООН была учреждена Рабочая группа по ОУР. Ее сопредседателями стали Швеция и Россия. В состав группы вошли представители заинтересованных стран-членов РГСДЛ, международных и неправительственных организаций. Процесс подготовки проекта документа был открыт для представителей всех секторов общества. Большую роль в вынесении этого вопроса на повестку дня Киевской конференции и подготовке проекта Стратегии сыграл Европейский ЭКО-Форум - коалиция экологических гражданских организаций региона ЕЭК ООН, - который поднимал вопрос ОУР на всех подготовительных совещаниях. Эксперты ЭКО-Форума - представители MIO-ECSDE (Греция), Центра “ЭКО-Согласие” (Россия) и "Living Earth" (Великобритания) представили предложения неправительственного сектора и образовательных учреждений в процессе подготовки политического документа.

Отправной точкой для работы над проектом Стратегии стала “Повестка дня на 21 век в области образования для региона Балтийского моря”, которая была представлена координатором этого проекта - министерством образования и науки Швеции. Важную роль в обсуждении проекта документа сыграло совещание, которое состоялось в Московском университете в ноябре 2002 года. На этой встрече был согласован проект Заявления министров.

Проект Стратегии региона ЕЭК ООН в области ОУР получил высокую оценку РГСДЛ, однако, из-за недостатка времени в рамках подготовительного процесса к Киевской конференции министров, страны-члены ЕЭК не успели внести все необходимые комментарии и согласовать окончательный текст документа до Киева. Поэтому разработанный проект был представлен в качестве приложения к Заявлению министров под названием “Базовые элементы Стратегии ЕЭК ООН о просвещении в интересах устойчивого развития” (см. Базовые элементы) и принят за основу для дальнейшей работы над документом под эгидой Комитета по экологической политике ЕЭК ООН и при участии всех заинтересованных сторон и секторов общества.

После Киевской конференции, на 10 сессии Комитета по экологической политике ЕЭК ООН в октябре 2003 года было принято решение о создании специальной целевой группы по разработке Стратегии. Проведение первого заседания группы запланировано на 19-20 февраля 2004 года в Женеве. К первому заседанию подготовлен проект Стратегии ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития.

Опубликовано в книге Образование для устойчивого развития: Материалы Всероссийского совещания "Образование для устойчивого развития"/ Под ред. Н.С.Касимова, В.С.Тикунова. - Смоленск: Маджента, 2003. - 160 с.